Вершинина Наталья Викторовна

Конспект НООД по ФЭМП "Добро делать спешить надобно" для старшего дошкольного возраста

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Дюймовочка» г. Павлово

 

 

Конспект

непосредственно организованной

образовательной  деятельности

по  формированию элементарных

математических  представлений

для детей подготовительной к школе группы

«ДОБРО  ДЕЛАТЬ  СПЕШИТЬ  НАДОБНО»

 

 

 

 

 

 

 

Программное  содержание:

Обучающие  задачи:

- Продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

- Развивать умения детей выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти.

- Закрепить навыки количественного счёта, порядкового прямого и обратного счёта (в пределах 20).

- Развивать умение обозначать цифрой определённое количество действий (при измерении условной меркой длины дорожек).

- Закреплять умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

- Обобщить представления детей о геометрических фигурах.

- Развивать умение решать конструктивное задание (выкладывать из определённого количества счётных палочек  нужный предмет).

- Упражнять детей в сравнении 5 предметов, отличающихся по длине, при помощи условной мерки.

- Развивать умение ориентироваться в пространстве относительно себя, используя план-маршрут.

- Развивать умение решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание.

- Учить отгадывать загадки с геометрическим содержанием.

Развивающие задачи:

- Развивать речь детей как средство и форму мыслительной деятельности.

– Развивать умение высказывать и обосновывать свои суждения.

- Развивать зрительное внимание, память, словесно – логическое мышление (озвучивание и объяснение  ребёнком своих размышлений).

- Развивать творческое воображение, логическое мышление (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации).

 Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к математическим  занятиям, посредством связи с устным народным творчеством

- Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

- Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

- Воспитывать такие нравственные качества личности, как доброта, отзывчивость (стремление оказывать помощь тому, кто в ней нуждается).

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься  сообща.

- Развивать умение  дослушивать до конца, не перебивать говорящего.

Методы  и приёмы:

Словесные:

Художественное слово, вопросы к детям, поощрения, указания, сравнения, обобщения, анализ.

Наглядные:

Рассматривание и распределение на группы по разным признакам геометрических фигур, рассматривание  карточек на поиск нарушения закономерности, рассматривание картинки  с изображением деревьев из геометрических фигур, воздушного шара, рассматривание и сравнение дорожек разной длины, рассматривание других пособий к занятию.

Игровые:

Моделирование  игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, д/и «Почини воздушный шар», «Вставь нужную фигуру», д/у «Что сначала, что потом», «Распредели фигуры».

Практические:

Физкультминутка, выполнение упражнений на логическое мышление и упражнений творческого характера, выполнение движений по карте – маршруту, измерение условной меркой дорожек, отгадывание загадок о геометрических фигурах, выполнение заданий с рыбками в подгруппах (блоки Дьенеша).

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Магнитный мольберт, игрушки: Незнайка, щенок. Панно «Озеро», «Деревья из геометрических фигур».  Три обруча: красный, синий, жёлтый.  Рыбки разного цвета, формы и размера (красные рыбки: 1 большая овальная  рыбка, одна большая треугольная  рыбка, одна маленькая ромбовидная рыбка; синие: одна овальная маленькая, одна маленькая круглая рыбка; жёлтые: одна маленькая круглая и одна маленькая треугольная рыбка). Изображение воздушного шара с вариантами заплаток; 3 карточки на поиск закономерности; 10 разноцветных плоских цветов; таблица с разноцветными кругами, условная мерка;  указка; 5 дорожек разной длины; план – маршрут;  картонная Двойка. Картинка  - лабиринт «Угадай, кому  звонит?»;  изображение  вазы.

Раздаточный:

Набор счётных палочек,  картинки – лабиринт  на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Д/и «Составь фигуру» (моделирование из плоских геометрических фигур), «Почини испорченный коврик» (по матрице Равена), «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний», « Преврати геометрические фигуры в предметы», « Выбери фигуру» (на классификацию геометрических фигур по разным признакам); «Собери группу», «Вставь нужную фигуру», «Отгадай правильно», «Танграм», «Выложи узор», «Кто где», « Найди, где спрятано», « Путешествие по комнате» (ориентировка на местности), « Подбери по форме» (форма предметов и их составных частей). Настольные игры  (с использованием логических блоков З. Дьенеша). Чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; индивидуальная работа с картотекой развивающих заданий,  работа в индивидуальных рабочих тетрадях по ФЭМП;  выкладывание узоров из счётных палочек. Знакомство и заучивание пословиц и поговорок о доброте, беседы на этические темы.

Ход ООД:

Речь воспитателя

Предполагаемые ответы детей

- Ребята! Вы уже знаете, что сегодня день доброты и поэтому к нам в группу должен  прийти гость. Ведь «доброму гостю хозяева рады». А  кто он, вы узнаете, отгадав загадку.

«Он, конечно, самый  главный

Озорник – шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и  растяпа».  Кто это?

- Конечно, это он.

 (показываю игрушку Незнайку)

- К нам в гости пришёл Незнайка, мы ему очень рады. Только, ребята, посмотрите, он почему – то грустный.  Давайте спросим у него, в чём дело? (подношу игрушку к уху)

- Оказывается, у Незнайки пропал щенок по имени Шарик. Нужно помочь нашему другу его найти! Поможем?

- Для этого нам надо отправиться в путь. Ведь друзей в беде нельзя бросать! «Добро делать спешить надобно!» Вспомните, какие  пословицы и поговорки,  вы знаете о добре.

- Молодцы! Вы знаете много пословиц и поговорок. Нам пора в путь. А ты, Незнайка, оставайся здесь, вдруг Шарик вернётся.

А отправимся  мы  в дорогу  на воздушном шаре  (выставляю на мольберт изображение воздушного шара).

«Наш любимый тёплый воздух, с нами творит чудеса! И как в прекрасной, дивной сказке, мы поднимаемся в небеса. В дороге нам поможет дружба, и желание делать добрые дела. Ведь «доброе братство лучше богатства»…»

- Ой!  Ребята, посмотрите, кажется, шар худой! Как вы думаете, мы взлетим?

- Да,  мы не взлетим, пока не починим его. Чтобы его починить, мы должны подобрать соответствующую рисунку заплатку.

Игра «Почини воздушный шар»  (аналогия игры «Почини испорченный коврик» по матрице Равена).

 

- Вот всё готово! Чтобы  взлететь, необходимо произнести волшебное заклинание: «Крибле, крабле, бумс!»

- Вот мы и в воздухе. Какие необыкновенные  облака проплывают рядом! Вы видите? Какого они цвета? Размера? Формы?

- Я очень рада, что вы смогли увидеть так много необычных чудесных облаков.

- Под нами волшебный лес. Давайте, спустимся.

Посмотрите, какие необычные деревья,  растут в этом лесу  (выставляю панно «Деревья из геометрических фигур»).

- Из каких геометрических фигур составлено первое  дерево?

- Второе дерево?

- Третье дерево?

- Молодцы! Лес пролетели. Впереди нас озеро, а в нём плавают  необычные  рыбы. Их формы напоминают геометрические фигуры.  (выставляю панно «Озеро»)

- Посмотрите внимательно,  какие геометрические фигуры вы увидели?

- Сколько всего рыбок вы увидели?

- Какого они цвета?

- Какого они  размера?

- По каким признакам можно разделить рыб на группы?

Сегодня у нас с вами волшебное  путешествие, поэтому и рыбок делить на группы мы будем  необычным способом. Для этого мы разделимся на три подгруппы. Разделитесь, пожалуйста.

Первой подгруппе я дам красный обруч, второй подгруппе – жёлтый, а третьей – синий. Все подгруппы  при отборе рыбок должны ориентироваться на цвет обруча.

Слушаем задание:

Задание 1-ой подгруппе - отобрать не маленьких и не круглых рыбок.

Задание 2-ой подгруппе – отобрать не больших и не овальных рыбок.

Задание 3-ей подгруппе – отобрать не больших и не треугольных рыбок.

- Молодцы, вы справились с заданием. Посмотрите, мы с вами ловили геометрических рыбок, и не утонули, так как «Добро не горит, не тонет». Почему у вас осталась лишней одна маленькая красная рыбка в форме ромба? Почему её не взяла первая подгруппа?

- Почему оставшуюся рыбку не взяли ребята второй подгруппы?

- Почему не взяли рыбку ребята третьей подгруппы?

- Хорошо, вы дети справились с заданием. Надо лететь дальше. Вот начался сильный ветер! Что может произойти, если мы поднимемся в небо при таком сильном ветре?

- Наше путешествие сказочное, и поэтому, чтобы заставить ветер утихнуть, надо правильно  заполнить окошечки в наших карточках (выставляю три карточки на поиск закономерности).

Игра  «Вставь нужную фигуру»

 

- Ветер стих.  Как вы думаете, почему?

- Тогда в путь! И вот перед нами цветочная поляна (на полу по порядку выкладываю изображения цветов, отличающиеся по цвету)

- Сколько на поляне растёт цветов?

- Как вы узнали?

- Какого они цвета?

- На каком по счёту месте красный цветок?  Жёлтый? Который по счёту  -  розовый цветок?

Какой цветок находится на шестом по счёту месте? Какой цветок находится, между красным и синим?

- Я предлагаю вам немножко отдохнуть на этой цветочной полянке.

Физкультминутка.

 «На лужайке поутру мы затеяли игру.

Ты – ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш  венок.

Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире.

А теперь мы – ручейки, побежим вперегонки,

Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.

Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.

Мы – весёлые лучи. Мы – резвы и горячи.

Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире.

Раз, два – вперёд нагнуться!

Три, четыре – быстрей  чуть – чуть!

Приподняться, подтянуться,

Глубоко потом вздохнуть.

Раз, два – назад прогнуться,

 Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три,  четыре, взмах руками, ноги шире!

Раз, два, три, четыре, пять!

Стали бегать и скакать!»

- Мы с вами немножко отдохнули, и продолжаем играть на цветочной полянке.

- Если мы с вами сорвём с поляны 1 цветок, сколько их останется?

Этот цветок мы поставим в вазу (выставляю на магнитный мольберт изображение вазы). Сорвём ещё  2 цветка и добавим  в вазу. Сколько цветов стало в вазе?

- Правильно. Вы хорошо  умеете решать задачки на сложение и вычитание. Летим дальше!

Цветочную полянку мы пролетели, и перед нами раскинулся луг. На нём растут счётные палочки. Возьмите счётные палочки. Подумайте и скажите, какую геометрическую фигуру можно составить их 4-х палочек?

- Составьте, пожалуйста, квадрат из 4-х палочек.

- Отсчитайте 7 палочек и подумайте, как из них составить не один, а два равных квадрата?

- Расскажи, Света, как ты будешь составлять два квадрата из семи палочек.

- Дима, что ты составил сначала?

- Сколько палочек ты использовал для составления прямоугольника?

- Что, Марк, сделал ты потом?

- Почему для одного квадрата вы использовали 4 палочки, а для двух – 7 палочек, а не 8?

(Подвести детей к мысли, что одна сторона у квадратов общая)

- Составьте домик из 6-и палочек. Справа от него выложите ёлочку из 6 палочек, а слева – скамейку из 3-х палочек.

- Молодцы! Выполнив интересные задания с палочками на лугу, мы летим дальше, ведь мы так ещё и не спасли друга Незнайки – Шарика.

На нашем пути – Город Математических загадок. Ворота закрыты на замок. Чтобы открыть их, надо не только подобрать к замку нужный ключ, но и  правильно выполнить задания. Что мы будем делать сначала?

Дид.игра « Подбери ключ правильно»

- Что мы будем делать потом?

- Вы готовы слушать задание? (выставляю таблицу с изображением цветных кругов)

- Тогда слушайте:

* присесть столько раз. Сколько жёлтых кругов на таблице;

* наклониться  на 1 раз больше, чем красных кругов на таблице;

* хлопнуть в ладоши на 1 раз меньше, чем синих кругов на таблице.

(В ходе выполнения детьми задания, воспитатель задаёт вопросы о том, почему выполнили упражнение определённое количество раз).

- Вот мы  и в городе. Как вы думаете, почему нам удалось сюда войти?

- Нам нужно найти улицу, где живёт Двойка. Я думаю, что это она  увела Шарика.  В этом городе много разных дорог, тропинок. (выставляю 5 дорожек, разной длины).

- Как нам среди них найти самую длинную?  Самую короткую?

- Давайте, их измерим с помощью условной мерки. Вот она (показываю мерку).

Вспомним правила использование мерки для измерения  любого предмета.

- Правильно, сначала мы плотно прикладываем мерку к началу измеряемого объекта, в конце условной мерки делаем метку. Затем прикладываем мерку к метке, снова отмечаем в конце и т.д. Подсчитываем, сколько условных мерок уместилось в измеряемом предмете, и находим нужную цифру.

( Вызываю детей для измерения пяти дорожек)

-  По какой дорожке нам нужно отправиться, чтобы быстрее дойти до нужной  улицы?

- У кого из вас получилась самая короткая дорожка?

В любом городе есть центральная площадь, и этот город не исключение. Летим на центральную площадь. Чтобы попасть на центральную площадь, мы воспользуемся планом – маршрутом. Будем двигаться по нему. (показываю план – маршрут).

- Мы оказались на центральной площади.

 А вот и Двойка! (показываю)

Она очень вредная и готова отдать щенка, если мы правильно решим её загадки о геометрических фигурах. Вы готовы?

· «Нет углов у меня, и похож на блюдце я,

На тарелку и на крышу, на кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?»

· «Он  давно знаком со мной,

Каждый угол в нём – прямой.

Все 4 стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его ..»

· «Три угла, три стороны могут разной быть длины. Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам!»

· « Если взял бы я окружность, с двух сторон немного сжал, отвечайте, дети, дружно – получился бы…»

· « Если встали все квадраты на вершины под углом бы, то бы видели ребята не квадраты бы, а…»

- Мы с вами все загадки решили правильно. Двойка отдала нам друга Незнайки – Шарика.

(выставляю игрушку щенка) Ведь «добро всегда побеждает зло».

-  Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, чтобы поскорее обрадовать Незнайку. Обратно мы полетим на самолёте.

- Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд

Начинаем обратный счёт: 20, 19, 18…

- Мы прилетели в детский сад. Посмотрите, нас встречает Незнайка.

( обращаюсь к Незнайке) - Мы нашли твоего друга, преодолев все препятствия на нашем пути. Ты рад,  Незнайка? («Да,  конечно, я  рад.  Я сейчас позвоню своим друзьям и сообщу им приятную новость. А вам, ребята, большое спасибо! Я побежал звонить.»)

- «Добрые вести не лежат на месте». Интересно, кому Незнайка позвонит первому?

У  каждого из вас  есть рисунок – «лабиринт».

Проверьте, чей телефон сейчас звонит.

- Ребята проверьте, правильно ли вы справились с заданием. (Выставляю образец  рисунок – «лабиринт»).

- Молодцы! Вы все правильно определили -  кому звонит Незнайка.

Итог.

- Понравилось ли вам наше путешествие?

 И мне очень понравилось, как вы выполняли задания. Какие мы с вами молодцы! Мы сделали доброе дело - помогли Незнайке найти его друга. Недаром в пословице говорится: « Доброе дело само себя хвалит». Какое задание вам показалось самым сложным? Самым лёгким?

 Все молодцы. Всем спасибо! « Добрый конец всему делу венец!».

- Это Незнайка.

- Конечно!

- «Добро творить – себя веселить».

- «Добро не горит, не тонет».

- «Добро не лихо – бродит тихо».

- «Добро не умрёт, а зло пропадёт».

- «Добро того учит, кто слушает» и др.

-Нет, так как шар худой.

 

 

Дети подбирают к изображению шара нужную заплатку, объясняют свой выбор.

- Дети хором: «Крибле, крабле, бумс!»

 

Дети описывают воображаемые облака.

- Первое дерево составлено из 3-х треугольников и 1 прямоугольника.

- Из 4-х прямоугольников и 1 треугольника.

- Из 1-го треугольника, 3-х кругов и  2 –х овалов.

- Круг, треугольник, овал и ромб.

- Мы увидели  семь рыбок.

- Рыбки разноцветные. Есть красные рыбки, жёлтые, синие.

- Рыбки большие и маленькие.

- По признаку формы, цвета, величины.

 

Дети делятся на три подгруппы.

Дети выполняют задание в подгруппах.

Мы не взяли эту рыбку, т.к. она не подходит по признаку размера. Мы отобрали больших рыбок, а эта – маленькая.

Потому что, она не подходит  по цвету.

Эта рыбка тоже не подошла нам по признаку цвета.

Предложение детей: мы можем сбиться с пути; наш шар унесёт далеко от дома; шар может лопнуть и т.д.

 

Дети выполняют задание на поиск закономерности.

- Правильно заполнили карточки.

- Десять.

Сосчитали.

Дети перечисляют цвета.

Ребята отвечают.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Взялись за руки, построились в круг.

Ходьба  по кругу.

Бег по кругу.

Ходьба по кругу.

Остановились.

Прыжки на месте.

Раздвигают круг.

Наклоны вперёд.

 

Прогнулись, руки вверх.

Глубоко вздохнули.

Наклоны вперёд,

 

Махи руками.

 

Прыжки на месте.

- На полянке останется 9 цветов.

- В вазе стало 3 цветка.

- Можно составить квадрат, ромб.

 

Дети составляют на столе из палочек квадрат.

Предположения детей.

Ребёнок рассказывает последовательность составления фигуры.

- Сначала я составил прямоугольник.

- Я использовал  6 палочек.

- Потом  я  разделил прямоугольник  одной палочкой пополам, положив её поперёк прямоугольника.

 

 

Дети самостоятельно выполняют задание.

- Сначала мы подберём к замку нужный ключ.

Дети подбирают нужный ключ.

- Будем выполнять задания.

- Готовы!

Дети приседают 4 раза.

Дети наклоняются 3 раза.

Дети хлопают в ладоши 5 раз.

- Потому что мы подобрали нужный ключ к замку и  правильно  выполнили задания по таблице.

 Чтобы открыть ворота.

- Определить на глаз.

- Можно измерить с помощью линейки, с помощью условной мерки. Измерить приложением, наложением.

Ребёнок рассказывает правила.

 

 

 

Затем дети измеряют меркой дорожки, находят самую длинную и самую короткую.

- По самой  короткой дорожке.

Дети по цифре находят самую короткую дорожку.

Дети двигаются  в соответствии с планом (шагают в направлении, указанном стрелкой столько шагов, сколько показывает цифра)

- Да, готовы!

- Круг.

- Квадрат.

- Треугольник.

- Овал.

- Ромбы.

 

Дети хором считают от 20 до 1.

 

 

Дети выполняют задание и находят нужный телефон. Узнают,  кому звонит Незнайка (Пончику)

Дети сравнивают с образцом.

- Очень понравилось!

 

 

 

Дети отвечают.

 

Дети делятся впечатлениями.

26 января 2018 в 11:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.