Вершинина Наталья Викторовна

Конспект НООД по речевому развитию "Письмо африканским детям" для детей старшего дошкольного возраста

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 «Дюймовочка» г. Павлово

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

непосредственно организованной

образовательной деятельности по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста на тему:

 «ПИСЬМО АФРИКАНСКИМ ДЕТЯМ»

 

 

 

 

 

Составила: воспитатель первой квалификационной категории

Вершинина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Павлово-2016 г.

 

Программное содержание:

 

Образовательные задачи:

1.Связаная речь:

-Способствование развитию умения составлять описательный рассказ о зиме (по образцу воспитателя), используя метод моделирования.

2.Словарь и грамматика:

-Обеспечение  усвоения навыков словообразования и словоизменения;

-Ознакомление  с понятием” родственные слова”;

-Способствование обогащению речевого запаса детей существительными, прилагательными, глаголами в соответствии с лексической темой «зима»;

-Поощрение  попытки отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

3.Звуковая культура речи:

-Способствование становлению  интонационной выразительности речи;

-Поощрение  использования  в речи жанры  устного народного творчества (приметы, пословицы, поговорки).

Обеспечение развития внимания, активности, умения работать в общем темпе;

-Подведение  детей к выводу о том, что зима прекрасное время года;

-Вызвать желание интересоваться сезонными изменениями в природе.

Развивающие задачи:

- Развитие внимания, памяти, восприятия детей.

- Развитие умения детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Воспитательные задачи:

Развитие нравственных чувств- желание прийти на помощь, довести начатое дело до конца, развитие взаимопомощи и выручки.

 

Предварительная работа:

-Наблюдения на прогулке;

-Рассматривание снежинок, картин и иллюстраций о зиме;

-Знакомство с загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о зиме и зимних явлениях;

-Изобразительная деятельность на тему «Зима».

 

Материал и оборудование:

Глобус, конверт с письмом, мнемотаблица (опорные схемы-картинки), звуки зимы( аудиозапись),полоски бумаги белого цвета для изготовления снежинок по 3 шт. на каждого ребенка, клей .

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Речь воспитателя

Предполагаемые ответы детей

1 Организационный момент:

Воспитатель:

-Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

 Ребята, давайте улыбнемся и нашим гостям. Вот как светло и уютно у нас  стало в группе от ваших улыбок.

А теперь сядьте все красиво за столы и покажите мне, что вы готовы к занятию. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох-вдохнем свежесть этого зимнего утра, а потом сделаем выдох-выдохнем все неприятности и огорчения.(2 раза)

 Глазки смотрят на меня,

 Ушки слушают меня.

Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, я  встретила  почтальона, и он отдал мне интересное письмо. Написано: Павлово,  детский сад «Дюймовочка». Ребятам старшей группы. Вы хотите узнать, от кого оно?

«Здравствуйте дорогие, ребята! Пишут вам дети из далекой жаркой Африки. Недавно мы узнали ,что у вас в России сейчас стоит зима. А в Африке круглый год лето. И что такое зима мы совсем не знаем. Интересно, какая она? Говорят, что у вас зимой бывает снег. Как он выглядит? Пожалуйста, расскажите  нам про зиму и, если можно, пришлите немного снега».

Какое интересное письмо! Давайте посмотрим, откуда оно к нам прилетело?  Во модель земного шара. Кто помнит, как она называется?

(воспитатель на  глобусе показывает детям африканский материк)

Как вы думаете, ребята, почему африканские дети ничего не знают о зиме?

- Давайте мы с вами вспомним и расскажем  африканским детям о зиме. Потом я запишу ваши рассказы, и мы отправим письмом в жаркую Африку. Хорошо?

Итак: давайте вспомним слова, которыми можно сказать про это время года.

-Какая она, зима?

А давайте вспомним, как называются зимние месяцы?

Что такое снег? Какой он?

Молодцы, хорошо описали зиму.

А сейчас, все глазки на меня. Послушайте, как я вам  расскажу про зиму.

Рассказ воспитателя «Гостья зима»:

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идет снег.  Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки.

Мы очень любим зиму!

Дети!Кто пришел к нам в гости?

Чем зима накрыла землю?

 Какие подарки принесла зима?

Для чего нужны людям эти подарки?

Что такое зимние забавы?

Молодцы, а теперь пришла пора  и нам позабавиться, рассказать и показать, как мы любим зиму. Выходите все ко мне.

Физкультминутка «Зимой»

 ( импровизация движений)

«Мы зимой в снежки играем. Мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем.

Мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим.

Мы бежим. Мы бежим.

На коньках по льду скользим.

Мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы. 

Лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы,

любим мы, любим мы.

Воспитатель:  Садитесь на свои места. Устраивайтесь поудобнее. Сейчас я прочитаю рассказ о зиме еще раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы лучше его запомнить, вы можете смотреть на рисунки-подсказки (обращаю внимание на мнемотаблицу).

Повторное чтение рассказа воспитателем.  (Составление рассказа о зиме детьми по мнемотаблице)

Воспитатель: А теперь вы сами расскажете о зиме. Самые интересные и выразительные рассказы мы запишем и пошлем в письме африканским детям. Слушать друг друга нужно очень внимательно! (рассказы детей -2-3 человека)

Воспитатель: Чей рассказ вам понравился? Почему?

 Я думаю из рассказа Даши африканские ребята узнают, что такое настоящая зима.

А сейчас пришла пора  поиграть нам, детвора. Игра называется «Доскажи словечко».  Я буду начинать строчку стихотворения, а вы заканчивать в рифму.

-Тихо, тихо, как во сне падает на землю,,,

С неба все летят пушинки, серебристые…

-На полянку, на лужок все спускается...

-Вот веселье для ребят,  все сильнее…

-Все бегут вперегонки, все хотят играть в …

-Словно в белый пуховик нарядился…

-Рядом снежная фигурка это девочка...

-На снегу -то посмотри, с красной грудкой..

-Словно в сказке, как во сне землю всю укутал...

Молодцы! Вы запомнили, какие слова вы добавляли в стихотворении?

На какое слово они все похожи?

Верно. Во всех этих словах есть общая часть «снег». Эти слова называются  родственными. Мы с вами, ребята знаем, что в природе существуют свои звуки. Есть звуки дождя, грозы, шум леса, деревьев. Есть свои звуки и у зимы. Вы хотите их послушать?

(звучит аудиозапись «звуки зимы»)

 

Воспитатель: Как от «снежных», зимних слов и звуков стало холодно! Наши пальцы замерзли. Давайте их согреем. Встаньте у стульчиков.

Дыхательная гимнастика

«Согрей ладошки»

Воспитатель: Садитесь на свои места. Вы согрелись?

А еще мы с вами знаем, что у русского народа есть много пословиц и поговорок о зиме, Давайте их вспомним! Кто знает, пусть называет!

Молодцы, вот сколько много пословиц, поговорок, примет  о зиме вы вспомнили. И рассказы о зиме у вас получились интересные, красочные. Я думаю из них, африканские дети много узнают об этом волшебном времени года.

Ребята, а кто вспомнит, о чем еще нас просили африканские дети? С какой просьбой они к нам обращались?

Как вы думаете, можно ли послать в Африку снег в конверте?

Что же делать?

Я предлагаю вам склеить снежинку из бумаги. Вы согласны?

У вас на столах лежат полоски бумаги. Это будут лучики снежинок.

Воспитатель:  Сколько лучиков у снежинки?

Возьмите, полоски бумаги  и склейте их между собой. Сначала одну на одну крестиком, а потом еще одну посередине.

Вопросы  воспитателя в процессе работы детей: Кто знает, как мы называем, когда падает много снежинок?

Когда идет снег, мы говорим погода какая?

А когда снег и сильный ветер, как называется это явление?

Пока вы работаете, я предлагаю вам послушать красивую, снежную, зимнюю музыку, которая называется «Падал снег». Чем тише морозная погода, тем краше падающие на землю снежинки; при сильном ветре у них обламываются лучи и грани, звезды превращаются в снежную пыль. Снежинки,  падая на землю в теплые дни лепятся друг к другу и образуют снежные хлопья)...

Воспитатель:  Молодцы, вот сколько снежинок у нас получилось.

Анализ занятия..

Воспитатель: Я  думаю мы с вами очень хорошо сегодня поработали на занятии.

А что мы делали?

О чем говорили?

Что  понравилось, было интересным?

Что показалось трудным?

Что запомнилось больше всего?

Кому ты, Саша расскажешь о сегодняшнем занятии?

 Ваши снежинки я положу в большой конверт и вместе с рассказом о зиме отправлю по почте африканским детям. Я думаю, они будут очень рады!

Дети выполняют.

Да, хотим.

Глобус.

Дети рассматривают глобус, находят материк Африку.

Там жарко, не бывает зимы и снега.

Да, давайте вспомним.

(морозная, метельная, снежная, холодная, вьюжная, белая, искристая и т.д.)

Декабрь, январь, февраль.

Это много  снежинок. Снег (пушистый,  белый, холодный,  мягкий, искристый, серебристый, воздушный и т. д.)

Первичное восприятие рассказанного воспитателем.

Зимушка-зима.

Зима накрыла землю снегом.

Она принесло снег, лёд, мороз и метели.

Чтобы кататься на санках, лыжах, коньках.

Это зимние развлечения.

 

Дети имитируют движения в соответствии с текстом.

Рассматривание мнемотаблицы детьми.

 

 

 

Дети составляют рассказы, опираясь на мнемотаблицу.

снег

снежинки

снежок

снегопад

снежки

снеговик

снегурка

снегири

снег

Снег, снегурка, снеговик и т.д

Все эти слова похожи на слово « снег».

Да, хотим.

( Дети слушают звуки вьюги, метели ,пурги)

(Дети делают глубокий вдох и выдох ”х-х-х-х”)-3 раза.

Да!

-Мороз невелик, да стоять не велит.

-Много снега - много хлеба.

-Береги нос в большой мороз.

-Зима-не лето, в зимнюю шубу одета.

-Зимой морозы, ну а летом грозы.

-Деревья в инее - небо будет синее.

 -В декабре - семь погод на дворе

-Месяц январь - зимы государь.

-У февраля два друга-метель да вьюга.

-Заковал мороз реки, да не навеки.

Они просили прислать снега

Нет, он растает

Нарисовать красками, вырезать из бумаги, вылепить из пластилина

Да, согласны.

Шесть.

Дети клеят снежинку из полосок бумаги.

Снегопад

Снежная.

Метель.

Составляли рассказы о зиме, играли и т.д.

Мы говорили о зиме.

Дети отвечают на вопросы педагога.

 

 

 

 

 

26 января 2018 в 10:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.